21 мая состоялось выездное занятие в Новой Третьяковке



21 мая студенты отделения «Прагматика и менеджмент культуры» приняли участие в выездном занятии в Новой Третьяковке на Крымском валу. Тема занятия – организация и экспонаты выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», проводимой Государственной Третьяковской Галереей совместно в Государственными художественными собраниями Дрездена. Кураторы выставки с российской стороны – Сергей Фофанов и Людмила Маркина, с немецкой – Хольгер Биркхольц. Художественное оформление Даниеля Либескинда.


В основе экспозиции – более двухсот картин из российских и немецких музеев – как классических полотен (Алексея Венецианова, Каспара Давида Фридриха, Александра Иванова, Иоганна Фридриха Овербека, Ореста Кипренского и других, менее известных мастеров), так и созвучных им произведений современных художников (фотографии Николая Полисского, видеоинсталляция Билла Виолы, перформанс Александра Кузькина в видеозаписи и другие работы). В качестве самостоятельного произведения искусства выступило оформление выставки: по словам автора Д. Либескинда перед нами «предстал образ сложного лабиринта, который пронизан двумя пересекающимися осями, напоминающими систему координат. Эти оси перпендикулярны, точка их пересечения находится в самом центре лабиринта, они прорубают его стены, создавая длинные, открытые в перспективу проходы. Романтизм, а вернее, то, что мы о нем знаем, — это своего рода мистерия, мистерия человеческого сознания, и, чтобы ее познать, необходимо вступить на неизведанную территорию и потеряться там».


Каждый нашел на выставке созвучную ему тему. Для кого-то открытием стали дружеские и профессиональные контакты Александра Иванова (двадцать лет посвятившего попытке изобразить явление Христа средствами академической живописи) с Иоганном Фридрихом Овербеком, чья картина «Триумф религии в искусстве» отражает совершенно другой, романтический подход, выросший на немецкой почве. Отметим, что картина, ныне находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, была специально скопирована Овербеком с оригинала и подарена Николаю I. Наше внимание привлек богословский аспект проблемы, в частности – резкий контраст «Триумфа» с «Явлением Мессии» – в интерпретации Овербека Дева Мария предстает аллегорией поэзии как самого высокого из искусств, и ее трон окружают праотцы наряду с художниками и евангелисты наряду с архитекторами.


Заставило задуматься и название первого раздела выставки – «Невозможность свободы». В качестве авторов и персонажей экспозиции предстали герои войны 1812 года, декабристы, мученики за свободу, повстанцы – а также меланхоличные мыслители, странники, анахореты, прячущиеся от своей эпохи в деревне или ушедшие глубоко в себя. Открытием для нас стало многообразие образов свободы, ее острая проблематичность, почти неуловимость.


Посмотреть, как проходил монтаж выставки, можно на сайте ГТГ: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/mechty-o-svobode-romantizm-v-rossii-i-germanii/


Избранное
Недавние новости