2 марта студенты посетили кураторское занятие, посвященное ретроспективе работ Жака Липшица в ММОМА

2 марта студенты образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры (Арт-менеджмент)» приняли участие в кураторском занятии, посвященном ретроспективе работ Жака Липшица в Московском музее современного искусства. Преподаватели, ведущие занятие, – Аушра РОЖАНКЕВИЧУТЕ, н.с. Государственного еврейского музея им. Виленского Гаона (Вильнюс), куратор выставок, главный хранитель и исследователь мемориального фонда Жака Липшица; Валерия РЫЖЕНКОВА, н.с. ММОМА, Лидия ЧАКОВСКАЯ, с.н.с. Гос. Института искусствознания, с.н.с. философского факультета МГУ. Куратор выставки – Косме де БАРАНЬЯНО, проф., зам. директора Центра искусств королевы Софии (Мадрид).

Персональная выставка Жака Липшица (1891, Друскеники, Гродненская губерния –1973, Капри, Италия) – одного из самых выдающихся скульпторов XX века, представителя «парижской школы», друга Амедео Модильяни, Хаима Сутина и Пабло Пикассо – проводится в России впервые. Студентам выпала возможность не только познакомиться с одним из важнейших художников XX века, но и стать участниками важнейшего для мирового арт-сообщества события, поскольку московская выставка посвящена художнику еврейского происхождения, который родился в Российской Империи, но работал и обогатил культуры Франции и США.

Проект «Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива» представляет собой последовательное погружение в мир художника, творчество которого глубоко связано с важнейшими событиями XX века, перевернувшими ход истории. Из зала в зал зритель «проживает» время, наблюдая изменения и в стилистике работ Липшица. Характерная черта экспозиции, подготовленной К. де Бараньяно – помещение предметов рядом друг с другом, а их атрибуций – на стенах в отдалении. Прием сработал: по поводу того, что в реальности изображено на группе, подписанной «Прометей, удушающий орла» (1943), и можно ли в образе Прометея, изображенного в виде петуха, усмотреть символизацию галльской Франции, а в образе орла – фашистскую Германию, завязалась дискуссия. Этот неклассический музейный прием позволяет зрителю максимально задействовать свою фантазию, что необходимо для правильного восприятия произведений современной скульптуры (т.е. исторического периода, наступившего после смерти О. Родена, 1917). Студенты также проследили, каким образом и почему стиль художника трансформировался от натуралистических традиций к кубизму, после – к более свободному стилю городских скульптур, в основе которых заложено тесное переплетение мифологических и религиозных мотивов. Преподаватели обратили особе внимание на традиции кубизма в творчестве Липшица. Если еще в начале творчества он сформулировал базовый язык направления в скульптуре, а позднее на этой основе создал собственный, свою музыку пространства.

Из каталога: «Творческое наследие Жака Липшица хранится в разных странах, составляя коллекции лучших музеев мира и частных собраний. Его персональные выставки проводились с 1920 года, а ретроспективные – начиная с 1935 г.

Более 100 работ, представленных в ММОМА, среди которых скульптуры, рисунки тушью, цветными мелками и карандашом, – это своеобразное размышление о сущностном воплощении скульптуры XX века, её месте в современной культуре и о среде, в которой складывалось творчество художника. Геометрические этюды и эскизы, работы, выполненные на заказ, и кубистические скульптуры сочетаются с образцами графики и самостоятельными по замыслу рисунками. Ритмичность и динамику выставки создают не только работы автора, но и его дневниковые записи, фотографии, объекты.

Творчество Липшица можно разделить на несколько периодов — так, в свой парижский период художник создал портреты символов своего времени – Коко Шанель и Анни Дальзас, и писателей, среди которых Реймон Радиге, Жан Кокто, а в американский период разных персон из академического и финансового мира. На выставке в ММОМА представлены скульптурные портреты американской писательницы Гертруды Стайн (1938), бюст президента США Джона Кеннеди (1964), французского писателя Юллы Липшиц (1956).

Выставка в ММОМА — это не только попытка представить обзор творчества Липшица, начиная с его первых работ в Париже и заканчивая последними проектами для Израиля. Это уникальная возможность получить представление о развитии скульптуры XX века».

При работе над отчетом использованы материалы с сайта ММОМА

Избранное
Недавние новости
Архив
Поиск по тегам