8 декабря Борух ГОРИН прочитал лекцию «Еврейский музей: миссия, цели, концепция».


Отчет о заседании методсеминара «Прагматика культуры» 8 декабря. Вчера нашим гостем стал Борух ГОРИН – руководитель департамента общественных связей Федерации еврейский общин России, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности (одного из ведущих партнеров отделения «Прагматика и менеджмент культуры»). На встрече шла речь о том, какие требования предъявляются к современному музею и какая концепция лежит в основе учреждения, возглавляемого нашим гостем (а Еврейский музей, заметим, является одной из самых модернизированных российских музейных институций – наряду с Ельцин Центром в Екатеринбурге). Б. Горин напомнил, что традиционным предназначением музея всегда была презентация артефактов – не обязательно старинных или ценных объектов, но обязательно имеющих историческую, культурную и иную ценность. Но такой подход к экспонированию не всегда оказывается успешным. Подтверждение тому – кризис музейного дела, произошедший около пятнадцати лет назад. В 1990е гг. руководство ведущих мировых хранилищ стало замечать, что посещаемость музеев резко падает. Интерес к коллекциям Лувра, Прадо, Британского музея уже не тот, что раньше. Люди, однажды увидевшие Джоконду или Давида, не стремятся пережить этот опыт снова. Поэтому понадобилось разработать стратегию, которая остановит этот процесс и вдохнет в музей новую жизнь. Вывод напрашивался сам собой: совместить подачу артефактных коллекций с информационными технологиями. Например, в Британском музее есть виртуальные экспонаты. Один из самых известных – египетская мумия, которую можно исследовать изнутри. Посетитель может узнать, как из покойного вынули мозг, и погулять внутри образовавшейся полости, зайти внутрь носа, трахеи, спуститься в пищевод и посмотреть, что находится там, где раньше были внутренности. Или Давид Микеланджело, стоящий во флорентийской Академии изящных искусств: виртуальное сопровождение к статуе позволяет узнать историю возникновения этого шедевра, особенности восприятия библейских героев в эпоху Ренессанса, раскрывает множество других интересных подробностей. Старый и когда-то казавшийся тупиковым вопрос: зачем приходить в музей второй раз, если я уже видел Давида или египетскую мумию, сегодня, похоже, нашел свое решение. Если музей в его старом понимании экспонировал артефакты, то сегодня его цель состоит в том, чтобы преподнести всю информационную составляющую памятника. Иными словами, успех музеологии сегодня зависит от того, насколько умно и тонко музей позволяет достичь познавательного и эмоционального слияния с произведением искусства. Как оно будет достигнуто – другой вопрос. Сразу предвидим возражения: история создания, скажем, «Ночного дозора» Рембрандта – явно другое, чем картина, которая висит в Государственном музее Амстердама. Это две совершенно разные, некогерентные реальности: одно дело исторический контекст, другое – эстетическое (или, как в случае, скажем, «Блудного сына» религиозное) восприятие, третье – авторское погружение в тему. Да, вопрос остается, но его решение – сам по себе чрезвычайно интересный процесс, к которому, мы уверены, был бы рад приобщиться и посетитель. Что же касается Еврейского музея, то его цель вполне определенная: создать историю евреев России, историю диаспоры, оказавшей огромное влияние на развитие Российского государства. Но односложно ответить на вопрос, что такое еврейская община, практически невозможно. Поэтому создатели Еврейского музея избрали современный принцип музейного менеджмента: всякий интересующийся может сам получить ответ на свой вопрос. Еврейский музей устроен как интернет-сообщество. Информация, предложенная посетителю, постоянно обновляется, «подкачивается», появляются новые записи. Руководство музея исходит из того, что культурный и исторический факт нужно подавать во всей его сложности и многогранности. А что делать посетителю, лишенному четких ориентиров? Ответ очевиден: думать самому. Предоставив посетителю всю имеющуюся сегодня информацию об истории еврейской общины России (а штат и консультанты Еврейского музея – высококвалифицированные специалисты в своей области), подтолкнуть его к тому, чтобы самостоятельно сделать выводы об увиденном.

Избранное
Недавние новости