Интервью Марии Саввы, директора арт-галереи «К-35»

November 11, 2016

В октябре с.г. руководство образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры» встретилось с сотрудниками арт-галереи «К-35», чтобы обсудить пути дальнейшего сотрудничества с философским факультетом МГУ. Мы попросили директора галереи Марию Сааву рассказать нашим студентам об особенностях работы частной художественной галереи. Интервью взяла доц. каф. ИТМК Оксана Седых. 

Арт-галерея «К-35» проводит выставки работ мировых художников и фотографов ХХ века и современности: Энди Уорхола, Марка Куинна, Олега Целкова, Омара Гальяни, Сэма Шоу, Гюнтер Бруса и других, а также молодых авторов. Галерея «К-35» организует проекты в музеях и на арт-площадках России и мира (Spazio Mazzotta в Милане, Palazzo Barbarigo Minotto в Венеции, Государственный исторический музей в Москве). Галерея активно участвует в арт-жизни Москвы, благотворительных и социальных мероприятиях, проводит образовательные мероприятия - встречи с художниками, круглые столы с кураторами, арт-кинопоказы, мастер-классы. 

Мария, расскажите о вашей арт-галерее. В чем ее особенность, чем она отличается от других подобных мест в Москве? Была ли какая-то концепция в основе ее создания? 

Сознательной концепции не было, многие идеи рождались спонтанно. Для нас очень важна эмоциональная составляющая в искусстве. В основном, мы работаем с современным искусством – это искусство, которому не больше 20 лет. В свое время мы провели выставку Энди Уорхола, поскольку для нас это была возможность заявить о себе. Сейчас у нас выставляются и отечественные, и современные западные художники, а также художники стран СНГ. В визуальном отношении это фигуративное искусство. Но по сути – интерьерное искусство в широком смысле: мы выставляем картины и фотоработы, которые любой желающий может повестить у себя дома или в офисе, если у него возник эмоциональный отклик на увиденное. Именно поэтому для нас так важно эмоциональное начало. Мы работаем только с теми художниками, которые волнуют чувства зрителей. Собственно, только с этим и имеет смысл работать, только это по-настоящему интересно. 

Да, действительно, эмоциональный отклик крайне важен, если человек приходит на выставку или в музей не «для галочки», потому что это нужно, модно, престижно, а ищет что-то близкое себе. Хотя иногда бывает, что приходишь по какой-то необходимости, и вдруг что-то цепляет. Поскольку наши студенты учатся на философском факультете, интересно, как эмоциональная компонента в современном искусстве сочетается с идеей, с концептуальной составляющей? Искусство 20 века, как мы знаем, часто заявляло о себе как концептуальное. 

Именно идея, концепция и вызывает эмоциональный отклик, ни одной картины без идеи не существует. Концептуальное и эмоциональное не противоречат друг другу. Особенно это важно для жителя современного мегаполиса, который, так сказать, сложно прошибаем, которого сложно зацепить. У современного зрителя этот самый отклик так просто не возникает. Поэтому актуальное искусство обязательно ориентировано на концепцию, однако оно вынуждено подстраивать свою концепцию под зрителя, во многом идет у него на поводу, пытаясь вызвать множество самых разных эмоций. Иногда это достигается за счет эксцентрики, эпатажа – эмоции ведь могут быть и негативными. Но для нас всегда на первом месте остается главное обстоятельство: работа должна быть сделана мастером. Мы выставляем лишь те произведения, которые в основе своей имеют мастерство. И ориентируем наших сотрудников и стажеров на то, чтобы научиться распознавать это качество в первую очередь. 

В этом смысле интересно, как принимается решение, какую конкретно картину следует отбирать, особенно когда речь идет о молодых, еще не признанных, не состоявшихся художниках. Вы ведь проводите конкурсы, направленные на поддержку и продвижение молодых художников? 

Да, у нас есть конкурсный проект «STARTinART». На конкурс поступает очень много работ. Есть молодые ребята с хорошим художественным образованием, но часто бывает, что в их работах нет ничего, кроме руки, хорошей техники – могут нарисовать зимний пейзаж, и всё. При этом нет движения, нет идеи, нет того, что важно для нас. А хорошую работу можно почувствовать, хотя что именно чувствуешь – сложно передать словами. Выбор может быть субъективным. Однако конкурс оценивает не один человек, а жюри – несколько экспертов. Они предъявляют к конкурсантам объективные требования. Они оценивают, как художник в целом отработал выставку, как ему удалось организоваться, насколько полно он раскрыл тему выставочного проекта. Грамотно оценить эти моменты мы и учим наших стажеров. 
Победитель конкурса получает возможность провести персональную выставку. Но хотела бы добавить: чтобы выставляться, художник все-таки должен иметь адекватные ожидания. Например, если речь идет о продаже картин, цена определяется, как правило, совместно с художником, и здесь у него должны быть реалистические представления о рынке. 


Художники - публика непростая, так было всегда. Вы работаете с ними как организатор, менеджер. Насколько это сложно? 

Отвечу прямо: да, бывает непросто. Но в то же время художники – это люди, у которых очень многое можно почерпнуть. Если ты знаешь, что такое творческий процесс (а умение профессионально оценить креативные способности наших авторов – часть нашей профессии), так вот, если видишь творческий процесс собственными глазами, это здорово, это невероятно захватывает. Как я уже говорила, для нашей галереи эмоциональная составляющая очень важна, и, зная, как достигается этот эффект, мы получаем от общения с художниками двойное наслаждение. 

Мария, у Вас ведь финансово-экономическое образование, при этом Вы очень увлечены Вашей работой, Вы нашли себя именно в сфере арт-бизнеса. Как так вышло? Для Вас, насколько можно понять, это не просто бизнес. Может ли работать в этой сфере человек, равнодушный к искусству? 

Да, я окончила Финансовую академию, работала в нефтегазовой отрасли, занималась вопросами налогообложения. Замечу, эти знания мне пригодились и позднее… Но однажды подруга попросила подвезти картину для выставки. Подвезла. И вот до сих пор я здесь… 
Однако для меня работа в галерее – это не только бизнес. Я не умею делать то, что не нравится, то, к чему не лежит душа. Может быть, я неправильный галерист, но это так. 

Есть ли какие-то темы, на которое у Вас табу? Что Вы никогда не будете выставлять? 

Мы никогда не будем выставлять порнографию, а также у нас нет намеренно политизированных тем. А вот социальная тематика – да, это то, что нам интересно. 


В основе выставочных проектов арт-галереи «К-35», как правило, тоже лежит какая-то идея или концепция. Недавно у Вас прошла очень интересная групповая выставка «Полеты»: каждый из участников пытался по-своему раскрыть тему свободного парения, эмоционального подъема, ощущения свободы. В выставке принимали участие молодые художники, в том числе финалисты и победители конкурса «STARTinART». Какие планы на ближайшее время, планируется что-то интересное? 

Да, сейчас мы готовимся к выставке «Взгляд назад». Будет участвовать семь авторов, их работы объединены темой памяти, прошлого, воспоминаниями. Выставка будет сопровождаться аудиоинсталляцией. 

Очень интересно, вообще, тема памяти крайне актуальна на сегодняшний день во многих областях жизни. Между прочим, большой интерес к ней заметен со стороны современных философов и культурологов. 

Художников эта тема тоже сильно интересует, и особенно, как ни странно, молодых художников. 

Что Вы могли бы посоветовать нашим студентам и абитуриентам, которые планируют связать свою жизнь с работой в сфере культуры, культурного менеджмента, арт-бизнеса? 

Во-первых, очень важно понимать, что частью такой работы, помимо творческих историй, является еще и рутина: нужно уметь организовываться, нужно уметь выполнять любую работу. Важна, как говорится, мелкая моторика. У нас работают стажеры, которым часто даются какие-то рутинные задания. Например, сделать подборку фотографий и придумать для них названия. К сожалению, не все с этим справляются. А ведь умение человека выполнять такие задания многое говорит о его возможностях. Делая любую работу (это касается и учебы), нужно быть вовлеченным в процесс, понимать, что ты делаешь и зачем. Нужно самому быть любознательным, активным, инициативным, пробовать себя во многих сферах, получать как можно больше опыта. 

Мария, спасибо большое! Как оказывается, умение организовываться и адекватно решать поставленные задачи важно и для такой, казалось бы, сугубо творческой публики, как художники. Тем более оно необходимо будущим менеджерам и организаторам. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами! 

Приглашаем ваших студентов на стажировки! Обычно о стажировках и вакансиях мы объявляем на Фейсбуке, так что присылайте ваши резюме! И, конечно, приглашаем студентов на мероприятия на базе галереи. У нас есть образовательные проекты – проводятся мастер-классы, встречи с художниками и кураторами и многое другое.

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранное

Набор на образовательную программу

September 1, 2016

1/1
Please reload

Недавние новости
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Телефон:

+7(903) 711-84-68

+7(495) 939-22-08

+7(495) 939-20-09

E-mail:

Адрес:

МГУ, учебно-научный корпус "Шуваловский"

Записаться на программу: культурологи.рф

Философский Факультет МГУ им. М.В.Ломоносова 

Copyright © 2017