Школа в итальянской Кампании, 2016 г.

October 25, 2016

 

20 октября состоялось заседание кафедры Истории и теории мировой культуры и отделения культурологии, на котором был представлен отчет о выездной студенческой школе в Италию летом с.г. Отчет прочитал ст. преподаватель программы «Прагматика и менеджмент культуры» и каф. ИТМК, руководитель выездной школы Владимир Васильевич Куртов.

Выездная школа этого года стала продуктом инициативы преподавателей кафедры ИТМК и отделения Культурологии философского ф-та МГУ. 
Школа прошла в регионе итальянской Кампании. Нас принимал в своем обширном кампусе везувианский институт, который не является образовательным учреждением, а занимается реальными раскопками на двух виллах в Стабиях. Сотрудники данного университета группам студентов, подобным нашей, читают вечерние лекции по археологии, проводят экскурсии по своим раскопкам и помогают ознакомиться с другими археологическими объектами региона. В качестве торжественного завершения руководство везувианского института вручило всем участникам дипломы, отражающие именно те компетенции, которые были получены в результате наших занятий.

Программа настоящей двухнедельной школы была составлена таким образом, чтобы не просто изучить такие известные точки, как музеи Неаполя, города Помпеи, Геркуланум и пр., а составить представление о сложных, многосвязных культурных процессах на юге Италии во второй половине 1-го тыс. до н.э., в середине 1-го тыс. н.э. и на рубеже 1-2 тыс. н.э. Местные самнитские, этрусские и пр. субстраты в соединении с разными волнами греческой экспансии сообщили этой земле ни на что не похожий культурный облик, который, претерпев форматирование по римскому алгоритму, сделался весьма привлекательным для респектабельных римских граждан. Именно в таком виде до наших дней дошли некоторые фрагменты этой культуры благодаря известному извержению вулкана. Поздняя античность, раннее Средневековье, эпоха нормандских завоеваний так же составляют отличительную особенность итальянской Кампании. Смешение и взаимовлияние могучих античных традиций, искусства лангобардов, византийцев, арабов, а позже норманнов привели к появлению ряда интереснейших памятников, не имеющих аналогов ни в Европе и в других частях света. Еще одной сквозной темой школы была история появления и развития нашего знания о греко-римской античности. Наряду с детальным изучением археологического ремесла и истории раскопок, перед нами стояла задача проследить традицию обретения оригинальных текстовых памятников. Неаполитанские собрания, как никакие другие, позволяют прикоснуться к этому знанию. Занятия, посвященные открытию текстов знаменитой, едва ли не единственной дошедшей до нас античной библиотеки, мы провели в залах неаполитанского археологического музея, содержащих находки на Вилле Папирусов, а также в археологической зоне Геркуланума, рядом с которой эта вилла располагается. Решающее же и наиболее содержательное знакомство с этим предметом состоялось у нас в той части нац. библиотеки в Неаполе, где эти папирусы хранятся, и где с ними работают. Сотрудники библиотеки любезно познакомили нас с историей разворачивания превратившихся в уголь свитков и с историей их прочтения, ознакомили с системой их хранения и каталогизации. Мы изучили как прежние методы чтения и прорисовки, так и современные, основанные на снимках в диапазонах волн невидимого света. Эта древняя библиотека содержит исключительно тексты философского содержания.
С философией и культурологией было связано и одно из наших дальних путешествий - в средневековый замок Palazzo de Vargas, давший приют интереснейшему музею Джамбатисто Вико, где для нас провели содержательную экскурсию и познакомили с деятельностью фонда имени этого ученого.
Среди прочего большими и малыми объектами для изучения были: две виллы в Стабиях, Национальный археологический музей, музей Каподимонте, катакомбы в Неаполе, музей и археологическая зона города Пестум с древнегреческими храмами, дошедшими до нас в наилучшей сохранности, город Байи с археологическим музеем Флегрейских полей в огромном арагонском замке и археологическим комплексом древнеримских вилл, город Поццуоли с т.н. храмом Сераписа и амфитеатром, область древнего города Кумы с главным центром притяжения - пещерой кумской сивиллы. Даже немногие полностью свободные дни не обходились без памятников и интересных мест. Во время продолжительного путешествия на туристическом корабле, который останавливался перед виллой Тиберия на острове Капри, где вся группа не без удовольствия искупалась с борта корабля в прозрачной морской воде, нашлось место осмотру города Амальфи с его собором, являющим в своем убранстве любопытный синтез арабских и нормандских традиций. К этой же средневековой теме в нашей программе относилась и базилика Сант Анджело ин Формис со своими важнейшими романскими фресками. К наиболее удаленным местам были организованы выезды на автобусе на целый день. Так в городе Беневенто, совершенно непохожем на города близ неаполитанского залива, нам удалось детально познакомиться с пропагандистской программой Траяна на замечательно сохранившихся рельефах его триумфальной арки. В этом же городе для нас провели экскурсию по собранию музея Исиды и предметно продемонстрировали методы, которыми римские императоры убеждали сограждан в божественности своего происхождения. Полезным было посещение древней Капуи, где помимо самого большого в Италии (до строительства Колизея в Риме) римского амфитеатра с музеем гладиаторских будней, мы спустились в прохладное подземелье, где прежде проходили жертвоприношения восточному божеству Митре.
По нашей традиции нашлось время и театральному искусству, правда, в очень позднее время, со специальной ночной доставкой почитателей Мельпомены на автобусах из других городов к месту их проживания. В античном театре парка Посиллипо в Неаполе мы видели спектакль театрального фестиваля «Троянки» в постановке наших соотечественников с итальянскими актерами. В королевском дворце в Казерте почти все присутствовали на премьерной постановке неаполитанского театра Сан-Карло оперы «Набукко».

 

Стенограмма доклада доступна в нашем FB  

Видеоотчет о выездной школе на Youtube

В последний день на ужин был подан вот такой торт с пятью свечами, отмечающими пятилетние сотрудничество Везувианского института и Московского университета. 

 

Общее фото после вручения дипломов.

 

Вручение руководству Везувианского института от имени нашей группы сувениров в знак нашей благодарности за тёплый прием.

 

 

 

Вручение дипломов по итогам прошедшей школы. 

 

Наша станция Вокругвезувианской железной дороге. 

 

Стол в столовой нашего института. 

 

Знаменитая Аппиева дорога. 

 

Доклад о философии Эпикура на ступенях королевской базилики перед королевским дворцом в Неаполе, как раз после знакомства с эпикурейскими текстами в неаполитанской библиотеке. 

 

Рассказ об истории обретения, разворачивания и прочтения свитков.

 

Лекция в стенах национальной библиотеки. 

 

Неаполитанская национальная библиотека, непосредственно примыкающая к королевскому дворцу, представляет собой огромное здание с великим множеством больших и малых залов. 

 

Сообщение в парке дворца в Казерте об опере Верди "Набукко" за несколько часов до представления.

 

Казерта. В дворцовом парке.

 

Древняя Капуя. В митреуме. 

 

Дневной прием пищи перед королевским дворцом в Казерте. 

 

Древняя Капуя. В подземной части древнего амфитеатра. 

 

Беневенто. Перед аркой Траяна. 

 

Древняя Капуя. Рядом с амфитеатром, некогда самым большим в Италии. 

 

Беневенто. 

Беневенто. В церкви Св.Софии.

Беневенто. В самнитском музее.

Неаполь. Экскурсия в катакомбы Сан-Дженнаро. 

Неаполитанская базилика. Во время таинства венчания.

Неаполь. В парке палаццо Каподимонте.

Неаполь. Лекция в палаццо Каподимонте.

Неаполь. Лекция в палаццо Каподимонте.

Экскурсия на корабле. 

Экскурсия на корабле.

Археологическая зона в Кумах. Пещера Кумской Сивиллы.

Автобус. Поездка в Кумы.

Автобус. Поездка в Кумы.

Экскурсия на корабле.

 

В археологическом комплексе в Байях.

В археологическом комплексе в Байях.

С арагонского замка в Байях.

Уютный автобус ждал нас глубокой ночью в Неаполе после спектакля.

Пестум. 

Помпеи. 

Пестум. 

Помпеи.

Помпеи.

Пестум. 

Пестум.